Содержание
Вокзал «Псырцха» — своеобразная достопримечательность Абхазии и Нового Афона. Это вещественное свидетельство бурного технологического и архитектурного развития прошлого столетия, ведь вокзалу в этом году исполнилось уже 76 лет. На данный момент железнодорожная станция «Псырцха» давным-давно заброшена, но по-прежнему прекрасна. Вы не поверите, но в её ветхости просматривается нечто изысканное, благородное, навевающее ностальгические воспоминания...
Когда-то заброшенная ж/д станция «Псырцха» была активно функционирующим вокзалом. Живописный павильон и прилегающая к нему платформа возведены здесь в далеком 1944 году. Река Псцырха, протекающая рядом с вокзалом, прогнозируемо, дала название станции. Но у самых истоков дело обстояло иным образом: изначально остановку открыли под названием «Дача». Спустя 7 лет местное начальство решило переименовать станцию, и ту стали называть по-грузински — Агараки. И только в 1967 году ныне заброшенная станция «Псцырха» обрела имя, под которым теперь известна всем.
На довольно крупном перегоне располагаются два тоннеля, в верхней части которых размещены машинные отделы и разветвленная вентиляционная система, в те времена помогающая освежать воздух под землей.
Фото: Вид из тоннеля.
В период своего расцвета станция «Псырцха» также была оборудована караульными постами, на которых попеременно дежурили солдаты внутренней охраны.
Павильон, как бы нависает над водами водохранилища, образованного рекой Псцырха.
Много лет назад в павильоне располагались билетные кассы. Сейчас об этом почти ничего не напоминает, кажется, что у воды застыла прекрасная беседка. Кстати, лексема «псырцха» переводится как «пихтовый родник» — не правда ли, романтично?
История строительства станции «Псырцха» связана, прежде всего, с человеком, которого в благодатном крае озёр, гор и водопадов знают все — это архитектор Георгий Лежава. Его можно назвать флагманом грузинской архитектуры — умелым рукам и креативному уму бесподобного мастера своим появлением обязан Тбилисский Дом правительства, кроме прочего, он приложил творческие усилия и к созданию сооружений необычного вокзала в Новом Афоне.
Павильон железнодорожной станции Псырцха уникален, это восьмиугольный павильон, разработанный архитектором Георгием Лежава. Он построен над озером (водохранилищем) и если находится внутри, то кажется, что здание парит над водой. Внутри павильона располагался зал ожидания для пассажиров и две билетные кассы. На полу изображена семиконечная звезда
Как выглядела раньше станция «Псцырха» можно без труда представить даже сейчас, внимательно разглядывая великолепную лепнину, резные узоры высоких сводов и стройные колонны, обрамляющие вокзальной павильон. В то же время, взирая на облупленные стены и выбитые стёкла станции, закрадывается холодок уныния и, что греха таить, мистический страх. Одна звезда на полу станции чего стоит — здесь воспаленному воображению есть, куда разгуляться: так и представляется проведение в этих стенах некого запретного, оккультного ритуала. Кажется, как в ночи блики сотен свечей отражаются в холодном, мертвом мраморе, а фигуры в тёмных плащах, согбенные под тяжестью магических заклинаний, молча прохаживаются по давно опустевшему зданию.
Фото: Символы и орнамент внутри павильона.
Вот такая она, ж/д станция «Псырцха», неоднозначная и мистическая! Конечно, на это можно не обращать внимания, ведь легенды ходят о многих заброшенных постройках, если бы не одно «но». Между прочим, семиконечная звезда на полу станции «Псырцха» действительно относится к магическому символизму, олицетворяя собой единство нечистого, материального мира и безгрешного, духовного. Гуляя здесь и рассматривая пол станции «Псцырха», нужно быть предельно внимательным — недалеко от терракотовой, переплетенной звезды расположен технический колодец, куда, судя по отзывам, нехотя попадал не один турист.
Несмотря на то, что павильон «Псцырха», как и платформа, находятся в удручающе заброшенном состоянии, на данный момент поезда продолжают эксплуатировать эту железнодорожную линию. Правда, они проходят мимо станции, не останавливаясь. Так было не всегда: запустение вокзала началось с момента возникновения грузино-абхазского конфликта, и за это время ситуация несколько раз менялась.
Вентиляционные установки (обратите внимание на два круглых окошка, размещенных поверху туннеля), упомянутые выше, которыми была оборудована станция, благополучно отключили ещё в 1992 году, и до сего момента они не возобновили свою работу. Когда начались боевые действия, движение поездов, естественно, прекратилось, и тоннель возле станции Псцырха опустел. Возобновился трафик только спустя год, и то частично. Сейчас же поезда на станции «Псырцха» — крайне редкое явление.
Фото: Вид на платформу Псырцха из вентиляционного окошка над тоннелем.
Железнодорожная станция «Псырцха» в свое время принимала поезда, идущие по направлению из Сухума в посёлок Псоу. Позже маршрут был продлен до Адлера, а ещё через некоторое время снова сокращён. В 2009 году остановочный пункт в Новом Афоне окончательно прекратил свою работу. Но колея по-прежнему задействована в системе железных дорог, правда, как уже упоминалось, поезда молниеносно пролетают мимо заброшенной станции.
К вокзалу существует три подхода.
Первый ведёт по тропе мимо Новоафонского водопада, построенного монахами, и гидроэлектростанции, восстановленной в 2012 году. Серебряные потоки в какой-то мере могут соперничать с Ниагарой, причём происхождение их — искусственное.
Фото: Новоафонский водопад.
Второй путь пролегает через пешеходный мост, соединяющийся с автомобильным тоннелем.
Фото: Тоннель, ведущей к железнодорожной станции и платформе.
Третья дорога ведёт к кельям Симона Кананита и одноимённому храму. Его обязательно стоит посетить, поскольку возведение святилища тесно связано с историей Нового Афона.
Фото: Ступени к келье и пещере Симона Кананита.
Безусловно, увидев мистические символы на станции «Псцырха» и как следует рассмотрев её удивительный павильон и тоннель, вполне можно совместить эту увлекательную экскурсию с осмотром вышеуказанных достопримечательностей. Заброшенная «Псырцха» — интереснейший объект для исследования и любования окружающими природными прелестями!